Во время приема у косметолога случайно зашел разговор о собаках. О том, что уссурийцы часто жалуются на хозяев четвероногих питомцев, которые выгуливают их на детских площадках да еще без поводков и намордников. Тут и выяснилось, что Ирина Анатольевна Заяц не только отлично разбирается в вопросах поддержания красоты и здоровья кожи, продления ее молодости, но и является хозяйкой трех (!) собак - представителей редкой для нашего города породы аляскинский маламут.
Не лают, не рычат
- После критических статей в прессе мне с моими ребятами-зверятами хоть из дома не выходи. Соседи начинают провожать наш квартет недобрыми взглядами, а кое-кто и словом. «Держатели» собак более мелких пород, которые, кстати, не считают нужным брать своих любимцев на поводок, изобретают разные поводы для склок и скандалов. Дескать, такие крупные животные запросто могут разорвать их маленького четвероногого друга.
Мало кто знает, что маламуты - собаки совсем не той породы, чьи представители отличаются агрессивностью и могут быть опасны для окружающих. Они даже не лают и не рычат! А свое отношение и настроение выражают своеобразным ворчанием.
Чтобы своими глазами увидеть удивительных (по словам хозяйки) по характеру и внешним данным питомцев Ирины Анатольевны и убедиться в их исключительности, напросилась в гости. Накануне же заглянула в Интернет: всегда полезно знать, с кем придется иметь дело.
Маламут - не хаски
До чего же особенной оказалась эта порода! Во-первых, одна из древнейших, предназначенных для работы в упряжке. Во-вторых, выведена на Аляске эскимосским племенем малемьют, по которому и названа. В-третьих, с 2010 года является символом штата Аляска.
Ну как тут не вспомнить диснеевский мультфильм «Балто»! И место действия совпадает, и собачья упряжка в наличии. Да еще главному герою (псу Балто), ведущему упряжку с лекарством для спасения маленькой девочки и других детей города Нома от дифтерии, снится прародитель - волк. Вот только Балто все-таки сибирский хаски.
Аляскинские же маламуты, по свидетельству одного из миссионеров, проделавшего тысячи миль на собачьих упряжках, «выглядят мощными, у них плотная, густая и жесткая шерсть с пушистым подшерстком, прилегающим близко к телу, стоячие уши, великолепные пушистые хвосты, закинутые над спиной, колышущиеся, как перо на шляпе, и твердые лапы. Окрас разнообразен, но в основном серо-белый».
В «Википедии» сказано, что этой породе свойственно одно отличие - маска на морде или на голове в виде «шапочки». «Телосложение обнаруживает выносливость, выражение морды умное. Расположение глаз, миндалевидных, среднего размера, карих (голубые - дефект породы), поставленных косо, придает взгляду что-то волчье, но вместе с тем взгляд мягкий и дружелюбный». Уши треугольной формы, средних размеров (небольшие по отношению к голове), немного закругленные на концах, расставлены широко.
Добрые внутри
Маламуты подвижны, умны, легко обучаются. Хорошо ладят с людьми, но подчиняться грубому давлению не станут. Иногда проявляют упрямство. Характер у представителей данной породы сильный, они стараются быть лидерами в любой ситуации. Поэтому воспитывать маламута нужно с самого раннего возраста, и чем раньше человек даст понять животному, кто в доме хозяин, тем лучше.
Если в доме находятся несколько собак различных пород и среди них аляскинский маламут, именно он будет вожаком в стае. Проходить курс защитно-караульной службы с этими собаками запрещено. По характеру маламуты не агрессивны к людям, а значит, непригодны к сторожевой службе. Хотя внешний вид у них более чем внушительный.
У каждой породы - свои причуды
Представители этой породы нуждаются в частых и продолжительных прогулках. Пребывание «на диване» им не показано. Если собака содержится на загородном участке, то владелец должен помнить, что маламут склонен к «земельным работам» - за считанные минуты он способен вырыть объемную яму. Стремление рыть связано с тем, что в природе маламуты добывали пропитание, выкапывая различных грызунов.
Так как эти собаки были выведены в качестве арктических ездовых для перевозки тяжелых грузов, то они обладают необыкновенной силой и невероятной тягловой способностью.
Это вам не простоквашинский Шарик, из которого не вышло бы ездовой собаки! Если такой пес встанет на задние лапы, уперев передние вам в грудь, то только держись! Ведь в холке представители породы достигают 60 см (бывает, и 63,5 см), а весят от 34 (самки) до 51 кг.
Гостям всегда рады
Переступив порог квартиры И.А. Заяц, я, как говорится, нос к носу столкнулась сразу с двумя собаками, с непривычки показавшимися просто огромными. Любопытные морды потянулись обнюхать пришельца, и мои руки сами собой легли на большие бело-серые головы, чтобы их погладить. Знакомство с Вольфом (по паспорту Графом Калиостро) и Бэем (Бэйемен, что значит человеколюбивый) состоялось.
Чтобы увидеть третьего маламута, вернее, третью, пришлось пересечь квартиру. В самой большой комнате у стены стояли в ряд матерчатый «собачий дом» и пара высоких клеток. В одной из них с комфортом прикорнула линяющая, а потому значительно меньших размеров, чем псы, Фокси (Бриана Фокс). По просьбе хозяйки Вольф - самый старший (ему год и восемь месяцев), а значит, вожак в этом трио маламутов - продемонстрировал умение открывать лапой дверцу клетки.
- Это еще что, - остановила мои восторженные ахи-охи Ирина Анатольевна, - вот у знакомых на Камчатке (туда мы ездили для участия в гонках на собачьих упряжках) маламут Шейла холодильник научилась открывать. Чтобы защитить свои продукты от лакомки, хозяева начали сверху прихватывать дверцу скотчем. Не помогло - прохвостка умудрялась запрыгивать на стул и лапой сдирать клейкую ленту.
Вообще собаки этой породы очень умные и преданные. Бэй, правда, еще неслух, но ему только шесть месяцев. А вот Фокси уже год и два месяца, но свой любимый финт - упереться лапами в грудь и лизнуть меня - она упрямо повторяет раз за разом, хоть я этого не одобряю.
Без вины виноватые
Много разных историй о своих питомцах поведала И.А. Заяц. О том, как ходят на «послушку» - воспитание, о тренировках в лагере «Морпес», занятиях с собачьим психологом, работе в ринге - дрессировка на выставках. Кстати, все ее маламуты уже удостоились звания «Юный чемпион». Зимой на Солдатском озере или рядом с селом Утесным старшие - Вольф и Фокси - учатся тянуть нарты. В межсезонье и летом заменой им служат квадроцикл и велосипед. Ведь тренироваться, бегать, чтобы растрачивать скопившуюся энергию, маламуты должны ежедневно как минимум по часу утром, в обед и вечером.
- Сейчас мы гуляем на ул. Пушкина, там, где недавно снесли дом. Раньше бегали возле бывшей 11-й школы. Но после того, как в здание переехала станция юных техников, нас оттуда попросили. Плохо, что в городе нет ни одной площадки для выгула животных. Поэтому и гонят нас отовсюду, в том числе и из-за размеров моих собак. Хотя мы гуляем в электроошейниках, которые гарантируют 100-процентное послушание.
В своем дворе стараемся не задерживаться ни одной лишней минуты, остаемся только при одном условии: если с нами хотят поиграть дети. Чего они только не вытворяют с Вольфом, Фокси и Бэем! Однажды полуторагодовалый малыш им хвосты и уши чуть бантиком не завязал. Все терпеливо снесли. Любовь к детям у маламутов заложена от природы. Потому, наверное, очень обидно слышать слова (иногда и крики) родителей, которые запрещают своим ребятишкам не только гладить-играть, даже стоять рядом с моими собаками.
«Хомячковая» болезнь
В гостях прошел час, еще полтора, а у меня все не кончались вопросы к Ирине Анатольевне. Чтобы не злоупотреблять ее гостеприимством (предстояла еще фотосессия с ее питомцами), задала мучивший меня: как она решилась завести сразу трех (!) таких больших собак.
- Далеко не сразу, а постепенно, - смеясь, поправила меня хозяйка. - Когда коллега решила заняться разведением этих собак, ее рассказы заставили полистать литературу о маламутах. А мне (занимаюсь кайтингом) как раз была нужна собака-компаньон. Потом были фотографии щенков в Интернете… Так у меня появился первый маламут, москвич по месту рождения Вольф. Потом побывала на Камчатке, увидела гонки на собачьих упряжках. Захотелось иметь свою, но для этого нужны хотя бы две собаки. Фокси я нашла в Самаре. А дальше началась «хомячковая» болезнь, и из Владивостока был привезен Бэй.
Да уж, охота у Ирины Анатольевны оказалась пуще неволи. Теперь в ее перспективных планах - создание условий для разведения маламутов. В этом деле главное - правильно «просчитать крови», чтобы не испортить породу. Есть и другая мечта - заняться с любимцами фристайлом. Что это? Танцы с собаками!
Ольга ЛЕОНТЬЕВА