Проблему ответственного обращения с домашними и безнадзорными животными не способно решить действующее в Приморье законодательство. Край нуждается в новом законопроекте, подготовкой которого занялась инициативная группа. Об этом во время интервью рассказали психолог, член рабочей группы по подготовке краевого законопроекта "О животных в Приморском крае" Людмила Парукова и активист благотворительного фонда защиты животных "Найда" Ксения Большакова.
- Во Владивостоке огромное количество различных благотворительных фондов для животных: "Зооинформ", "Друг". Расскажите немножко о вашем фонде "Найда", чем он занимается и в чем его отличие от других?
Ксения Большакова: Вот вы все и назвали. В пределах города Владивостока три основных фонда. Наш фонд "Найда" образовался примерно в одно время с фондом "Друг" в конце 90-х. Его бессменный руководитель Алена Капыш. Это общественная организация, работа в которой ведется исключительно на добровольных началах и совершенно бесплатно. Задача фонда не только спасать тех, кто уже попал на улицу и не может выжить без помощи человека, но еще более важная – просвещение людей. Поэтому мы делаем упор на работу с населением по вопросам ответственного обращения с животными. Проводим общественные акции, которые направлены ни к власти, а к обычным людям, которые должны сами понимать, почему необходимо принимать меры для предотвращения появления невостребованного потомства, почему необходимо должным образом ухаживать за животными и так далее. А в остальном, как и "Зооинформ", и "Друг", мы проводим работу по защите бездомных и домашних животных от жестокого обращения. Спасаем, лечим, пристраиваем в надежные руки, то есть ищем новых хозяев.
- Не проще было бы создать один какой-то фонд, который бы на территории Приморского края занимался помощью животным?
Ксения Большакова: Образование фондов или инициативных групп, занимающихся спасением животных, основано на том, что появляется какая-то личность, движущая сила и собирает вокруг себя людей. Сегодня фонды защиты животных или те или иные лица, которые занимаются спасением, есть практически во всех городах Приморского края. И многие хотят расширить свою деятельность, объединиться, чтобы не спасать поодиночке, а действовать организованно на предотвращение таких проблем, чтобы они не возникали.
- А какие-то конкретные действия уже есть в этом направлении?
Людмила Парукова: Летом прошел круглый стол "Безнадзорные животные: пути решения", в котором приняли участие депутаты Законодательного Собрания Приморского края и Думы Владивостока, представители ветеринарных и коммунальных служб, организации, занимающееся отловом животных, кинологи и зоозащитники со всего Приморского края.
Ксения Большакова: Это было достаточно масштабное событие, которое послужило толчком для нашей работы по созданию нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы содержания и отлова животных в пределах нашего региона. И к тому, чтобы создать какую-то общую организацию, некоммерческое партнерство, которое занималось бы тем же самым, только более эффективно.
- По отдельности эффективно не получается?
Ксения Большакова: Не в этом дело. Есть нормативный провал, который не позволяет должным образом решать именно такие проблемы. Это отсутствие правового регулирования по проблемам содержания, как домашних животных, так и отлова или учета регистрации безнадзорных, и вообще животных в целом на всех уровнях - федеральном, региональном, городском.
- Получается, "братья меньшие" никак у нас не защищены. Если в Америке закон работает и за жестокое обращение с животными ты получишь реальное наказание, то у нас такого нет. Как быстро можно решить эту проблему?
Ксения Большакова: Закон "О содержании домашних животных" с 2010 года находится в Государственной Думе и пока прошел только второе чтение. Поэтому на федеральном уровне у нас пробел. Гражданский кодекс РФ вообще определяет домашних питомцев как имущество. Если кто-то нанес повреждения твоей собаке или кошке, ты можешь подать в суд, и апеллировать тем, что твоему имуществу нанесен вред, который надо возместить. А бездомных животных, согласно тому же ГК, нашедший обязан передать в полицию или в орган местного самоуправления, что по факту - нереально. Поэтому по итогам круглого стола и было принято решение создать рабочую группу для подготовки не "мертвых", а реально действующих законопроектов.
- Сколько времени потребуется, чтобы появился закон? Какие шаги уже сделаны в этом направлении?
Ксения Большакова: Сейчас мы подготовили проект нормативно-правовых актов, который регулирует все вопросы так, как это видим мы, то есть с практической точки зрения - мы содержим своих животных, мы понимаем причины и источники возникновения проблем бездомности, мы понимаем, как образом ее надо устранить.
- Расскажите об этом подробнее. Что собой представляет документ, и как велась работа по его созданию?
Ксения Большакова: Созданный законопроект состоит из двух частей – одна часть касается безнадзорных животных, другая – домашних. Работа велась по трем направлениям. Первая группа занималась разработкой норм, регулирующих отношения с домашними животными - их регистрация, содержание, чипирование, производство потомства, стерилизация. Вторая - проблемой безнадзорных животных – это отлов, стерилизация и финансирование этих процессов. Это достаточно большой пласт вопросов, и самая многочисленная группа. Третья рабочая группа взяла на себя вопросы разъяснительно-профилактической работы с населением.
- Согласно составленному вами документу, какое обращение с животным будет являться законным и правильным?
Ксения Большакова: Что касается правил содержания домашних животных или животных-компаньонов в Приморском крае, мы уделили особое внимание тому, что питомец все-таки должен быть зарегистрирован при владельце и помечен. Это может быть татуировка или чип. Далее ответственное содержание - воспитание, должный уход, правильное кормление, выгул, лечение. Мы также добавили ответственность за производство нежелательного потомства, то есть отказ от стерилизации.
- Как это будет регулироваться, и какие санкции предусмотрены, к примеру, за жестокое обращение с животными, это же еще доказать нужно?
Ксения Большакова: Доказательная база может состоять из разных аргументов. Во-первых, свидетельские показания, во-вторых, видеозапись, в-третьих, осмотр самого животного на наличие у него повреждений.В случае нарушений – штраф.
- Суммы серьезные?
Ксения Большакова: Штрафы носят характер карательный, но не грабительский. Сумма будет зависеть от тяжести нарушения законодательства. Но повторять вряд ли кому захочется, накладно.
- На улицах Владивостока сейчас стало заметно меньше бездомных животных. Все мы знаем, с чем это связано, недавно были скандалы, с тем, что животных травили, отстреливали. Как вы к этому относитесь?
Ксения Большакова: Я бы не сказала, что у нас уменьшилось количество животных.
Людмила Парукова: Существует саморегуляция популяции. Это когда отдельная группа животных стремится к поддержанию определенной численности. И если вот руководствоваться такими методами, жестоко уничтожать, популяция будет сама восстанавливаться. Отстреляли одних – на их место пришли другие. Популяция реагирует на это взрывом рождаемости. Это бессмысленное и антигуманное действо.
Ксения Большакова: Другое дело стерилизация. Это не только вопрос гуманного отношения. Система отлова безнадзорных животных в нашей стране действует с 1928 года. И те, кто радеет за нее, все время стреляли, что-то делали, как-то отлавливали. 75 лет прошло, но животные по-прежнему на улицах. И при этом контракты до сих пор заключаются во всех городах России. Это бесконечный процесс.
- Вы считаете, что стерилизация решит проблему?
Ксения Большакова: Стерилизация - не единственная мера, должно быть комплексное решение и строгие законы, обязывающие владельца животного отвечать за появление нежелательного потомства, за то, что он выбрасывает животное на улицу, не принимая никаких мер для того, чтоб его пристроить. Нужно устранять причину, а не следствие. Животное на улице – это уже следствие. Причина – безответственное отношение и отсутствие регулирования. Потому так важно формировать в людях ответственное обращение с животными.
- А как это формирование на практике происходит? Мне кажется одних лекций недостаточно, чтобы изменить сознание человека.
Людмила Парукова: Зачастую представление о том, как содержать животное, у нас буквально на уровне какой-то дремучести. Особенно вопросы стерилизации. Животных отпускают на улицу, как говорят, в свободное плавание. Отсюда нежелательные беременности, и, как следствие, вынесенные на улицу коробки с котятами, которые регулярно подбираются, и это считается нормой. Поэтому мы проводим встречи со школьниками, студентами и, по-возможности, с взрослой аудиторией.
- И это работает?
Ксения Большакова: Работает. Проблема в том, что люди вообще не умеют переводить с языка звериного на язык человеческий. Многие вообще воспринимают домашних животных как игрушки: захотел – завел, захотел – выбросил. А ведь ваш питомец - это член семьи. Это личность, которая умеет обижаться, умеет злиться, умеет скучать по тебе, умеет грустить. И ей нужно давать внимание, заниматься ее воспитанием. Есть какие-то распространенные "промахи" домашних животных, из-за которых их выбрасывают – это не хождение в туалет в положенном месте или небольшое проявление агрессивности, что пугает хозяев, хотя на самом деле этому есть простое научное объяснение. Таким образом животные нам просто пытаются что-то сказать, донести какую-то информацию. И любой специалист может объяснить, почему животное поступило так или иначе. Достаточно к нему обратиться.
- Как может отразиться на ребенке жестокое отношение к животным со стороны родителей?
Людмила Парукова: У детей образцом для подражания являются главные люди в их жизни - родители. Поэтому ребенок может принять их модель поведения. Стоит помнить, что малыши относятся к животным практически так же, как к людям. И когда родители выбрасывают принесенных ребенком с улицы котенка или собачку, они закладывают в свое чадо определенную программу – избавься от того, кто не нужен. В будущем, повзрослевшие дети, руководствуясь таким принципом, могут отнестись подобным образом и к самим родителям.
- А как влияет на развитие ребенка наличие домашнего животного?
Людмила Парукова: Только положительно.Главное – это эмоциональный контакт, который способствует улучшению общего психологического климата в семье. Ребенок становится добрее, заботясь о животном. Да и просто само умение отдавать любовь и принимать – это уже полезно и хорошо.
Ксения Большакова: Животные наши друзья, помощники и польза от них намного шире, чем можем себе представить.
- Например?
Ксения Большакова: Например, собака может охранять не только жилище и самого человека, но и дыхание ребенка, чтобы в случае чего подать тревожный знак родителям. Есть профессиональные собаки-поводыри, спасатели, собаки-няньки. Сегодня собаки умеют по запаху определять повышенный сахар крови, определить злокачественное заболевание кожи, и не надо никаких анализов, никаких тестов. Масса возможностей для того, чтобы мы взаимодействовали с ними, чтоб они нам помогали. Все-таки они эволюционируют вместе с нами уже, по одним данным, 17-18 тысяч лет, по другим – 33 тысячи лет.
- Говорят, существует целая система лечения человека общением с животными?
Людмила Парукова: Есть такое направление в психологии –анималотерапия. Она очень хороша для пожилых людей, потому что позволяет чувствовать себя кому-то нужным, кого-то любить, о ком-то заботиться, знать, что кто-то ждет и любит тебя.
- Средство от одиночества.
Людмила Парукова: И не только.Анималотерапия имеет подразделы. Например, канистерапия – лечение собаками, фелинотерапия – лечение кошками. Они разняться по целям. Собака делает человека более общительным, снимает эмоциональное напряжение. Что важно при аутоподобных состояниях, когда человек замкнут и социально не адаптивен. Собака умеет создать настроение своей радостью, безудержностью, умением любить, преданностью. Она помогает человеку раскрыться. Кошка - это животное- антистресс. Они лечат при бессоннице и депрессии, ревматизме и простуде. Кошки как бы вбирают в себя отрицательную энергию человека и перерабатывают ее в себе без какого-либо вреда для своего организма. Англичане – особые любители животных, часто говорят, что кошку можно в аптеке продавать – сколько болезней она лечит.
- На ваш взгляд, животное в доме просто необходимо?
Людмила Парукова: Это решает каждый для себя сам. Если вы хотите, чтобы был кто-то, кто любит вас безоговорочно, то да. Для кого-то надо быть хорошим, кому-то что-то надо доказывать, а твой питомец любит тебя просто так, за сам факт твоего существования. Домашние животные – это тот эмоциональный излучатель, который дает нам возможность чувствовать себя нужными, важными, безусловно любимыми и любить в ответ.